Индонезия – Перспективный рынок сбыта для производителей зерна

Индонезия – Перспективный рынок сбыта для производителей зерна

Рис – национальное достояние

Историки объясняют, что уже в период неолита на территорию нынешнего индонезийского государства стали переселяться племена с азиатского материка. Происхождением поселенцев и объясняется национальная кухня страны. Она во многом схожа с остальными восточными кухнями, хотя и имеет ряд особенностей. В основе индонезийской кухни лежит рис, блюда из которого присутствуют практически во время каждой трапезы. Следует отметить, что рис является важнейшим элементом национального достояния страны и широко используется не только в приготовлении пищи, но и в различных обрядах, которые до сих пор составляют неотъемлемую часть индонезийской культуры.

Однако в последние годы по мере постепенного улучшения уровня жизни, а также благодаря глобализации и экономическому росту в стране, появляется все больший спрос на продукцию из муки, хотя она и не является традиционной для индонезийской кухни. Кафе и рестораны популяризируют продукцию из пшеничной муки, добавляя «изюминку» к традиционному обеду. Удивительно, но именно пшеничная выпечка вопреки традициям пользуется все большим и большим спросом.

Спрос на пшеничную муку растет

О том, как развивался в стране спрос на пшеничную муку, можно судить по количеству мельниц. По данным Индонезийской ассоциации мукомолов (APTINDO, Asosiasi Produsen Tepung Terigu Indonesia), в период с 1970 по 1998 годы на территории страны располагалось только 5 мельниц, принадлежавших четырем компаниям. На сегодняшний день в стране насчитывается уже 31 действующая мельница, при этом их общая производящая способность достигает 11,4 миллиона тонн.

Большинство мельниц находится на острове Ява. Крупнейшая из них – Богасари. Именно на ней изготавливается 52% от всей производимой в стране муки. И это еще не предел. Как говорят сами учредители, мельница работает лишь на 85% от своих возможностей.

Ожидается, что в 2016/17 сельскохозяйственном году объемы роста мукомольной индустрии составят 5%, во многом благодаря ценовой конкурентоспособности продукции из муки по сравнению с продукцией из риса и других традиционных культур. По прогнозам Индонезийской ассоциации мукомолов, общая производящая способность индонезийских мельниц достигнет 14,2 миллиона тонн к 2024/25 сельскохозяйственному году.

Конечно, производство муки требует определенных затрат. За минувший год цены на эту производимую продукцию также пришлось поднять из-за того, что выросли ставки на электричество, а также был увеличен размер оплаты труда. Не последнюю роль в этом играет и ослабленная национальная валюта.

Как развивается импорт пшеницы и пшеничной муки

Из-за нестабильных цен на муку Индонезия все также продолжает импортировать этот продукт. В первом полугодии 2016/17 сельскохозяйственного года импорт муки в основном приходился на Австралию (33,5%), на втором месте шла Украина (31%), на третьем месте – Канада (18,6%). Основной причиной лидерства Австралии в доли импорта пшеницы является территориальная близость государства. Также производители макаронных изделий Индонезии отдают предпочтение белой муке австралийского стандарта из-за хорошего соотношения цены и качества.

Из России в Индонезию также осуществляются поставки зерна и продуктов его переработки. Согласно данным территориальных управлений Россельхознадзора, в 2015/16 сельскохозяйственном году из России в Индонезию экспортировано порядка 236 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки. Основной объем приходится на пшеницу. Ее поставили порядка 233 тыс. тонн или 98,6% от всего объема отгрузок. Отгрузки осуществлялись из Краснодарского края и Республики Адыгеи. Из общего объема поставка муки составила всего лишь 0,1% или 0,23 тыс. т. Продукцию отгружали из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Если говорить о 2016/17 сельскохозяйственном годе, то в этом периоде мука из России в Индонезию не отгружалась, хотя объемы поставок зерновой продукции существенно увеличились. Всего в Индонезию за указанный период отгружено 369,4 тыс. т зерновой продукции. Из общего объема 97% всех поставок пришлось на пшеницу (360 тыс. т). Остаток разделили просо и семена кориандра.

Следует отметить, что объемы по мировым поставкам муки пшеничной в Индонезию в целом снизились в первом полугодии 2016/17 сельскохозяйственного года на 38% (до 52 млн тонн в пшеничном эквиваленте, с 72 млн тонн, импортированных за аналогичный период 2015/16 сельскохозяйственного года). Данное снижение также объясняется продолжающимся ослаблением национальной валюты Индонезии к доллару.

Потребление пшеничной муки неуклонно растет

Если говорить о потреблении муки, то по прогнозам объемы должны только увеличиваться. При этом основными покупателями (порядка 66%) остаются представители мелкого и среднего бизнеса. К мелкому и среднему бизнесу можно отнести продавцов, реализующих вермишель на развес, уличных торговцев, производителей хлеба и мучных изделий в бюджетном сегменте рынка, а также производителей традиционных индонезийских изделий из муки. Производители лапши быстрого приготовления, владельцы булочных в среднем или дорогом рыночном сегментах, а также производители печенья и выпечки занимают оставшиеся 34% рынка.

По данным национального статистического агентства (BPS), потребление пшеничной муки на человека в год достигло 23 килограмм в 2015/16 сельскохозяйственном году. Основными причинами данной динамики являются улучшающиеся макроэкономические условия, которые позволили среднему и высшему среднему классу разнообразить свой рацион и включить в него считающиеся традиционно западными продукты, такие как хлеб и паста. Теперь вместо того, чтобы питаться рисом три раза в день, многие индонезийцы предпочитают завтракать хлебом или вермишелью. Стоит принять во внимание и то, что в Индонезии вермишель быстрого приготовления уже стоит дешевле риса. А значит, представители низшего и среднего класса также находят для себя альтернативу традиционному злаку.

Увеличение ресторанов и дорогих кондитерских в больших городах, таких как Джакарта, Сурабайя, Медан и Бандунг также подстегивает спрос на продукцию из пшеницы. Относительно стабильные цены на пшеничную муку и упаковочные материалы, продуктовые инновации и несильное повышение цен на выпечку на внутреннем рынке привели к росту индустрии на 9% в 2016/16 сельскохозяйственном году. На индонезийском рынке выпечки присутствует высокая конкуренция, что сильно ограничивает выход на рынок иностранных брендов, за исключением продукции, принадлежащей к верхнему сегменту и нишевой продукции. Таким образом, ожидается дальнейший рост в данной отрасли до 10 % в 2016/17 сельскохозяйственном году.

Если строить прогнозы на 2017/18 сельскохозяйственный год, то эксперты уверяют, что потребление пшеницы в стране вырастет до 8,6 млн тонн. А это значит, что Индонезия может стать еще более привлекательным рынком сбыта для производителей пшеницы и продуктов ее переработки.

 

Элина ЛУКЬЯНОВА

 

Теги экспорт мука рис сельское хозяйство Индонезия
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.