Сравнительный анализ законодательной базы развитых стран в сфере государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
Влияние развитых стран на мировую экономику трудно переоценить. Они определяют состояние экономики, вектор её развития и характер изменений как в целом, так и на отдельные её секторы. Ряд государств, таких как Канада, США, Австралия и Новая Зеландия, имеют наиболее интегрированную законодательную базу для контроля и обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, а также отлаженные процессы контроля импортируемой и экспортируемой продукции, что обеспечивает зернопроизводителям стран имидж надежных поставщиков на мировой арене, и практически исключает проникновение на продовольственный рынок некачественной и опасной продукции. Европейский союз имеет общий курс в области контроля качества производимого и вывозимого, а также ввозимого зерна, имеет собственные базы данных и независимые органы по оценке сельхозпродукции. Различные подходы и методы развитых стран к обеспечению качества зерновой продукции, предназначенной как для экспорта, так и для внутреннего потребления, безусловно, интересны России, как одному из крупнейших поставщиков зерна в мире.
Канадская, американская и австралийская системы государственного контроля в области надзора и обеспечения безопасности и качества зерна в целом похожи и имеют общий принцип. Основной компетентный орган подчиняется непосредственно министерству сельского хозяйства страны и действует в рамках разработанной и утвержденной законодательной базы. В Канаде - это Канадская зерновая комиссия (Canadian Grain Commission, CGC), в США - Федеральная зерновая инспекция (Federal Grain Inspection Service, FGIS), в Австралии - Австралийская карантинно-инспекционная служба (Australian Quarantine and Inspection Service, AQIS).
Несмотря на схожесть полномочий, каждое из перечисленных ведомств имеет свою зону ответственности, позволяющую осуществлять контроль в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна. Так, например, деятельность Канадской зерновой комиссии во многом аналогична деятельности бывшей Государственной хлебной инспекции РФ, но её полномочия, вооруженность новыми технологиями и оперативность принятия решений значительно выше. Комиссия контролирует качество качества зерна на портовых и перевалочных элеваторах и при погрузке на морские суда и до доставки на перерабатывающие или мукомольные предприятия, выдает лицензии на осуществление деятельности
В компетенции Комиссии входит контроль качества зерна на портовых и перевалочных элеваторах и при погрузке на морские суда и до доставки на перерабатывающие или мукомольные предприятия, Учреждение также выдает лицензии на осуществление деятельности элеваторам и продавцам зерна, а также осуществляет контроль закупочных цен на зерно, защищая права национальных производителей. Канадской зерновой комиссии оказывает аналитическую поддержку Канадский международный институт зерна, работающий в направлении по сохранению и развитию рынка зерновых, бобовых, масличных культур и продуктов их переработки.
В США основные требования, предъявляемые к качеству и безопасности зерна, разработаны и утверждены еще в 1917 году и закреплены в «Законе США о стандартах по зерну». Безусловно меняющаяся ситуация в мировых торговых отношениях диктует свои правила, и в 1980 году вступил в силу целый ряд поправок, отвечающих требованиям времени. Главной из них стало учреждение Федеральной зерновой инспекции, которая в настоящее время является гарантом качества американского зерна в мире. Новые поправки к Закону США о стандартах по зерну вступили в силу 29 июля 2017, они связаны с общими положениями закона.
Федеральная зерновая инспекция США осуществляет государственный контроль при ввозе, вывозе и перемещении внутри страны зерна и продуктов его переработки. Процедура контроля при экспорте обязательна только для 12 основных зерновых культур (кукурузы, сои, пшеницы, сорго, ячменя, овса, ржи, льняного семени, семян подсолнечника и других). Федеральная инспекция является единственной организацией в США, уполномоченной отбирать образцы и выдавать сертификаты соответствия. Также в полномочия инспекции входит осуществление госзакупок зернопродукции, обеспечение безопасности и качества ввозимого и вывозимого зерна, и лабораторный контроль продукции.
Похожая система действует и в Австралии: существует основной орган, отвечающий за все процессы в сфере экспорта и импорта зерна и продуктов его переработки, а также растениеводческой и плодоовощной продукции - Австралийская карантинно-инспекционная служба. Ведомство разрабатывает и внедряет законодательную и нормативную базу, внедряет руководства по экспорту и поставкам зерна, позволяющие поддерживать высокое качество экспортной продукции Австралии. Также в стране действует отраслевая организация Grain Trade Australia, которая разрабатывает и публикует торговые стандарты для зерна. В 2009 году организация обнародовала кодекс отраслевой практики для всех участников операций с зерном и продуктами его переработки, в котором описаны все стандарты, процедуры и процессы отрасли.
В соответствии с положениями «Закона о контроле экспорта», действующего с 1982 года, вся вывозимая из Австралии продукция подразделяется на два вида: «установленную», которая подлежит инспекции до отгрузки, и «неустановленную» - продукцию, инспекция которой не требуется. К первой категории относятся некоторые виды зерна (ячмень, нут, канола, сушеный горох, конские бобы, чечевица, люпин и другие), а также свежие фрукты, овощи, и любая другая продукция растительного происхождения, к которой импортирующая страна требует предоставление фитосанитарного сертификата.
Зерно и продукты его переработки не входят в списки товарооборота между рассмотренными странами и Россией. В настоящее время зернопроизводители Австралии, Канады, США являются основными конкурентами России на азиатских рынках.
А вот структура сельскохозяйственной отрасли и надзора в сфере безопасности и качества продукции (в частности зерна и продуктов его переработки) Новой Зеландии во многом уникальна для развитых стран. Контроль за развитием и функционированием сельского хозяйства осуществляет Министерство первичных отраслей (MPI), однако работа ведомства не является ограничительной – все сельское хозяйство Новой Зеландии развивается на принципах свободной экономики (система, предполагающая отсутствие таможенных тарифов, экспортных и импортных субсидий и квот, а также других торговых ограничений). Также существует Торговая Ассоциация зерна и семян Новой Зеландии, представляющая страну на международной арене и стимулирующая бизнес-среду. Ассоциация действует в вопросах, касающихся правительства, нормативных и отраслевых ведомств и является своеобразным координационным центром для сельскохозяйственной отрасли. Нормативно-правовая среда Новой Зеландии также находится в особенном положении: не имея законов, специально регулирующих отечественного производства, сертификации и сбыта семян, государство придерживается общих закономерностей, касающихся справедливой торговли. Ели тип зерна или семян не указан в реестре биозащиты растений, то их поставка в Новую Зеландию не допускается, так как прежде чем разрешать импорт, проводится полная оценка риска. Если партии зерна или семян не сопровождаются сертификатами анализа, то образцы отбирают и анализируют при ввозе в страну.
Европейский союз проводит единую сельскохозяйственную политику, как и рассмотренные выше страны. На территории всех государств-членов действует одна система норм и процедур, регулирующая безопасность и качество пищевых продуктов в целом, а также зерна и продуктов его переработки в частности. В отличие от систем контроля безопасности и качества зерна других стран, рассмотренных выше, европейский подход выглядит более сложным с одной стороны, и более независимым – с другой.
В Европейском союзе продовольственный контроль организован таким образом, что во всех государствах-членах применяются единые законы и правила, включая процедуры повседневного контроля. В то же время в связи с тем, что данная система основана на оценке рисков, государства- члены достаточно независимы в планировании своей деятельности в области контроля.
Система контроля пищевой продукции в Европейском союзе охватывает все основные ведомства и включает в себя независимые организации, оказывающие информационную и аналитическую поддержку работе по надзору за безопасностью и качеством.
Наиболее важную роль в этой системе играют Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов (EFSA) - независимая организация, финансируемая из бюджета ЕС. Агентство работает отдельно от Еврокомиссии и государств-членов союза и предоставляет консультации и информацию по существующим и возможным рискам, помогает искать новые методы оценки рисков. Также ведомство взаимодействует с общественностью в рамках любых вопросов, входящих в его компетенции.
Высокий стандарт безопасности продуктов ЕС обеспечивает Система быстрого предупреждения (RASFF). Это механизм отслеживания и контроля рисков, исходящих от пищевых продуктов, обеспечивающий круглосуточный прием уведомлений и оперативное реагирование на возникающие риски. Членами системы являются национальные органы, ответственными за безопасность пищевых продуктов, Европейская Комиссия, EFSA, а также страны, не входящие в ЕС, но имеющие с ним тесные торговые связи Норвегия, Лихтенштейн, Исландия и Швейцария.
Являясь членом Европейского Союза, Франция и Германия принимают на себя обязательства, налагаемые участием в общей сельскохозяйственной политике, но также имеют свои специфические требования, которые нельзя оставить без внимания. Основной документ, регулирующий безопасность и качество зерна во Франции – это Аграрный кодекс страны, в котором подробно описаны все требования по безопасности и качества продуктов питания. Зерну и продуктам его переработки посвящена глава VI раздела VI Части VI. Кроме того, Франция является одной из первых стран мира, создавших систему защиты использования географических указаний. То есть, если продукт помечен, как прибывающий из американского штата Техас, продавец должен доказать с надлежащей документацией, что продукт действительно из Техаса. Точность информации обеспечивает французское Министерство промышленности и финансов.
В Германии Кодекс о пищевой промышленности, сырьевых товарах и кормах содержит большинство законов о пищевых и кормовых продуктах, которые применяются как к домашней, так и импортной продукции. Вся юридическая ответственность продажу любых импортируемых товаров лежит исключительно на импортерах продукции.
В связи с общественным резонансом, связанным с несколькими случаями проникновения на продовольственный рынок партий некачественной импортной продукции, законодательная база, регулирующая все этапы импорта в ЕС – от требований к добавкам до маркировки продукции, непрерывно совершенствуются. Последние годы внимание уделяется не только безопасности продукции, но даже и экологичности упаковки, в которой она доходит до потребителя. Так, например, Закон Германии об упаковке и утилизации отходов (VerpackV) требует от производителей, импортеров и дистрибьюторов заключить контракт на переработку упаковочного материала с одной из лицензированных национальных компаний по переработке.
Опыт стран-крупнейших поставщиков зерна и продуктов его переработки в построении и внедрении надежной системы надзора в области производства и экспорта, а также импорта зерновых культур демонстрирует разные подходы, приносящие успех при строгом соблюдении «правил игры» всеми участниками процесса и оперативном реагировании на изменение ситуации на рынке.
Комментариев пока нет